1151

Джокер Джека Николсона

Джек Николсон — Джокер с Оскарами “Сегодня вы самый могущественный человек в Голливуде?” – спрашивают Джека Николсона журналисты и слышат в ответ: “Почему не быть властителем этого мира, пока в нем находишься?” Известно, что он коллекционирует произведения искусства — картины Шагала, Пикассо, Дали, Матисса, однако обладает и не меньшей коллекцией наград. Три “Оскара”, премия Каннского фестиваля, французский орден “За достижения в области искусства и литературы”, множество “Золотых глобусов” и других призов — вклад актера в сокровищницу мирового кинематографа не остался недооцененным, хотя и переоценить его трудно. “Джек идет сквозь фильм с такой невероятной уверенностью, какой, наверное, не может похвастаться никто, кроме него, — считает Мерил Стрип, снявшаяся с актером в лентах “Оскомина” и “Чертополох”. — Он делает только то, что любит, и получает от этого огромное удовольствие. Николсон оговаривает в контрактах, что не будет сниматься во время матчей любимых команд, требует и получает миллионы долларов, и, несмотря на все это, его любит вся Америка. Он словно уже вошел в пантеон… или никогда оттуда не выходил”. Джек Николсон родился 22 апреля 1937 г. в городке Нептун (штат Джерси). Вскоре после этого куда-то исчез его отец-алкоголик, и мальчика воспитывали мать Этель Мей и старшие сестры Джун и Лоррейн. Только в начале 70-х Джек узнал, что на самом деле Этель Мей была его бабушкой, Лоррейн — теткой, а Джун — матерью. Наверное, таким образом семья пыталась защитить его от “проклятия незаконнорожденности”. “Я часто думаю о том, что жизнь моей “сестры-матери”  — прекрасный сюжет для книги, — говорит Николсон. — Совсем юной девушкой, еще в годы Великой депрессии, она поступила танцовщицей в один из мюзик-холлов Майами, в годы войны была помощницей дежурного диспетчера на аэродроме, где и познакомилась с моим будущим отцом — летчиком-испытателем, который одним из первых преодолел звуковой барьер. Кстати, я был, пожалуй, первым гражданским лицом в Штатах, во всяком случае — первым мальчишкой, который в восьмилетнем возрасте летал на реактивном самолете. Но то, что за его штурвалом сидел мой отец, мне и в голову не приходило. Мать, расставшись с ним, скрыла от меня его имя. Почему? Может быть, в этом проявился ее своеобразный феминизм”. Джек прекрасно учился в школе, проявляя способности в точных и гуманитарных науках. Он мог легко поступить в университет, однако после окончания школы отправился в Лос-Анджелес, устроился клерком в отдел мультфильмов студии “Метро-Голдвин-Майер” и начал посещать актерские курсы. “Они открыли мне людей, литературу, — вспоминает Николсон. — Нас учили, что хорошие актеры должны впитывать в себя жизнь, именно это я и пытался все время делать. Это было так же важно, как найти работу, по крайней мере, так тогда казалось”. dzhoker-nikolson-1024x640 Спустя некоторое время молодой актер уже выступал на сценах маленьких театров, зарабатывая 14 долларов в неделю. Но первая же кинопроба стала для него горьким разочарованием. “Понятия не имею, на что вы можете сгодиться, — сказал режиссер. – Но если мы вас когда-нибудь позовем, значит, дела у нас действительно плохи”. Впрочем, работу Николсон нашел. Он начал сниматься в “лентах класса Б” — малобюджетных вестернах, гангстерских картинах, фильмах ужасов. Джек дебютировал на экране ролью перепуганного подростка, который держит под прицелом заложников, в ленте “Плачь, детоубийца” (1958) Джаса Аддисса, потом играл ковбоев, бандитов, мотоциклистов. С 1958 по 1969 г. он принял участие в создании двух десятков картин, большинство из которых снимал или финансировал Роджер Кормен — своеобразный классик дешевого жанрового кино, под руководством которого делали первые шаги в Голливуде Коппола, Скорсезе, Богданович и другие прославленные режиссеры. В 1967 г. Джек предложил Кормену свой сценарий под названием “Путешествие”, одну из ролей в котором написал специально для себя. К сожалению, опытный ремесленник не увидел в Николсоне интересного актера и отдал роль Брюсу Дерну. Однако “Путешествие” все же стало важным событием в жизни будущего трехразового лауреата “Оскара”: на съемках он познакомился с молодыми актерами Деннисом Хоппером и Питером Фонда. Через два года Хоппер дебютировал в режиссуре лентой “Беспечный ездок”, в которой он и Фонда сыграли двух “диких ангелов”, наивных бунтарей на мотоциклах, которых преследуют и наконец убивают обозленные обыватели. На небольшую роль адвоката-алкоголика Джорджа Хэнсона, который вместе с главными героями отправляется на поиски лучшей жизни, Хоппер пригласил Рипа Торна, но, проработав с ним несколько дней, начал искать замену и вспомнил о Николсоне. “Я мог редактировать свою роль, подбирать лучшие кадры, — вспоминает Джек. — Мой характер стал более заметным в фильме”. На следующее утро после демонстрации “Беспечного ездока” на Каннском фестивале малоизвестный актер проснулся звездой. Его даже выдвинули на соискание премии Киноакадемии за лучшую мужскую роль второго плана, но награду в том году получил Джиг Янг (“Загнанных лошадей пристреливают, не правда ли?”). Конец 60-х и первая половина 70-х — это особая эпоха в истории американского кино. Голливуд впервые заинтересовался темой молодежных бунтов и еще не успел ее коммерциализировать; режиссеры и операторы забыли о дорогих декорациях и начали снимать в обычных домах, барах, кегельбанах; зрители хотели видеть на экране не очередных богов и богинь “фабрики грез”, а простых людей из улицы. Внешность и стиль игры Джека Николсона идеально отвечали требованиям “нового Голливуда”. “Он производит впечатление мыслящего человека, личности, чем отличается от тех кинозвезд, к которым мы привыкли из детства”, — писал один из критиков. Образ бунтаря, циничного и ироничного антигероя, созданный актером в “Беспечном ездоке” и нескольких последующих картинах, стал своеобразным олицетворением поколения. В ленте Боба Рафелсона “Пять легких пьес” (1970) Николсон перевоплотился в Бобби Дюпеа — бывшего музыканта, а ныне рабочего на нефтеразработках, который чувствует себя чужим как среди грубых и ограниченных коллег, так и в кругу семьи, оставленной много лет назад. Эта роль принесла актеру вторую номинацию на “Оскара”. В 1973 г. Джек сыграл сержанта Буддаски в драме “Последний наряд” Хола Эшби, в третий раз попал в поле зрения Американской киноакадемии, получил приз нью-йоркских критиков, премию Британской киноакадемии и был признан лучшим актером на Каннском фестивале. В следующем году Николсон с блеском исполнил роль частного детектива Джейка Гиттеса в классическом “черном фильме” Романа Поланского “Китайский квартал”. Его не испугала даже перспектива сниматься с пластырем на носу. “Джек — единственный актер, которому могло сойти с рук то, что он проходил с этим три четверти фильма”, — считает продюсер “Квартала” Роберт Эванс. Снова призы Британской киноакадемии и нью-йоркских критиков, “Золотой глобус”, однако “Оскар” и в этот раз достался другому — Арту Карни (“Гарри и Тонто”). 1975 год был особенно трудным для Николсона: он снимался одновременно в четырех картинах разных жанров. Результатом изнурительной работы стала бесспорная творческая победа актера. В мюзикле “Томми” Кена Рассела он прекрасно пел и двигался, в ретро-комедии “Состояние” Майка Николса убедительно изображал забавного хитреца, в драме “Профессия: репортер” вместе со знаменитым итальянским режиссером Микеланджело Антониони исследовал психологию человека, решившего начать новую жизнь. Но величайшим достижением  Николсона стала работа в “Полете над гнездом кукушки” Милоша Формана. В образе Рэндла Патрика Макмерфи соединились все актерские темы Джека: молодежный бунт, отстаивание собственных прав, протест против законов лицемерного общества, шутовское отношение к неутешительной реальности. Мелкий хулиган, случайно попавший в психушку, благодаря таланту исполнителя превратился в символ свободы. “Работать с Джеком Николсоном — это мечта, — вспоминал Форман. — Он не требовал особого отношения к себе, был готов к каждой сцене, а его потрясающее чувство юмора создавало великолепную атмосферу на съемочной площадке”. Роль Макмерфи принесла звезде долгожданный “Оскар”, “Золотой глобус”, премии Британской киноакадемии и нью-йоркских критиков. Миг славы оказался кратким. Во второй половине 70-х начался творческий кризис актера: не слишком удачная режиссерская работа (“Отправляясь на юг”), несколько малоинтересных ролей и недальновидных решений (например, отказ сниматься в “Апокалипсисе сегодня” Копполы). Изменился и кинематограф — он перестал быть серьезным явлением в общественной жизни и стал жанрово-развлекательным зрелищем. Тем не менее Николсон все же смог найти своеобразную форму соответствия новым временам и в 80-х снова вышел на первый план, но уже в качестве мастера стилизации, магнетичного героя-любовника и экранного “короля тьмы”. На главную роль в мистическом  триллере “Сияние” (1980) Стенли Кубрик искал исполнителя, который смог бы показать на экране загадочный и неумолимый механизм сумасшествия, которое превращает обычного человека в озверевшего убийцу. “От него исходила такая мрачная тайна, — рассказывал Кубрик о своей первой встрече с Джеком. — В нем ощущались безумие и кровожадный инстинкт, которые выплескивались с яростной силой, от чего становилось не по себе”. Маньяк Торренс из “Сияния” стал первым в списке блестящих дьявольских персонажей Николсона. В 1982 г. актер в шестой раз был номинирован на “Оскара” за второстепенную роль Юджина О’Нила в “Красных” Уоррена Битти, но проиграл англичанину Джону Гилгуду (интересно, что Британская киноакадемия в том году наградила как раз Николсона). Два года спустя роль бывшего астронавта Гаррета в мелодраме “Слова нежности” Джеймса Л. Брукса принесла Джеку очередной “Золотой глобус”, приз нью-йоркских критиков и второй “Оскар” (на этот раз в номинации “Лучший исполнитель роли второго плана”). Интерес к своей персоне Николсон поддерживал не только с помощью творческих достижений. Он чуть ли не каждый день давал повод для скандальных публикаций, получив титул “первого любовника Голливуда”. “Вообще-то, — признается Джек, — я перепробовал почти все: женился, разводился, жил в гражданском браке, испытал полигамию, сам бросал, меня бросали… Наверное, я не создан для семейной жизни. Бунтарство, ненависть к конформизму у меня, видимо, в генах”. Во второй половине 80-х актер сыграл роли, которые не только подтвердили его безупречную профессиональную репутацию, но и значительно укрепили финансовые позиции: “мелкий бес” Дарил Ван Хорн в “Ведьмах из Иствика” Джорджа Миллера, туповатый гангстер Чарли Партана в “Чести семьи Прицци” Джона Хьюстона (“Золотой глобус”, премия нью-йоркских кинокритиков и номинация на “Оскар”), бездомный алкоголик Фрэнк Филэн в “Чертополохе” Эктора Бабенко (номинация на “Оскар”), Джокер в “Бэтмене” Тима Бертона (номинация на “Золотой глобус” за лучшее комедийное исполнение). Заработав за роль клоуна-убийцы около 60 млн. долларов, Николсон смог заняться собственным проектом. Он 15 лет мечтал создать фильм “Два Джейка” — продолжение “Китайского квартала”, предлагал постановку Поланскому, Хьюстону, Майку Николсу, Бернардо Бертолуччи, однако никто не заинтересовался его идеей. В 1984 г. Джек решил снимать эту картину с помощью своих старых друзей — сценариста Роберта Тауна и продюсера Роберта Эванса, и в первый же день съемок приятели перессорились. Наконец, в 1990 г. Николсон сам взялся за режиссуру, но его ждало разочарование: лента не понравилась критикам и не имела успеха в прокате. Следующий фильм с участием звезды — комедия “Мужские неприятности” (1992) Боба Рафелсона — также оказался провальным. Полоса неудач актера закончилась в 1993 г.: его в десятый раз выдвинули на соискание премии Киноакадемии за второстепенную роль полковника Джессепа в ленте “Несколько хороших парней” Роба Райнера. В этой картине Джек снимался только 10 дней, но за каждый день съемок ему платили полмиллиона долларов. Николсон пополнил свою галерею демонических образов, исполнив роль оборотня в фильме ужасов “Волк” (1994) Майка Николса. “Если меня и привлекла подобная роль, то лишь потому, что сегодня в литературе нет Шекспира, — объяснял актер. — Американцам хорошо знакомы человек-волк, Франкенштейн, Дракула, доктор Джекилл и мистер Хайд. Их снимают чуть ли не ежегодно. Надо лишь найти оригинальный подход к этим классическим персонажам. Я бы хотел по возможности сыграть их всех”. В 1998 г. легендарный лицедей получил третьего “Оскара” за роль циничного писателя Мелвина Юдала в комедии “Лучше не бывает” Джеймса Л. Брукса. Среди актеров американского кино только Уолтер Бреннан мог похвастать тремя призами Киноакадемии (1936, 1938 и 1940), но все они были наградами за роли второго плана, поэтому Джека можно с уверенностью назвать самым титулованным актером “фабрики грез”. В 2001 г. Николсон посетил Московский кинофестиваль, где получил специальный приз “за достижение вершин актерского мастерства и верность принципам школы К. Станиславского”. Джек утверждает, что давно уже работает не ради денег или славы. Сейчас он может позволить себе играть любые роли, какие захочет, и получать удовольствие от работы со старыми друзьями, например, с Шоном Пенном (“Обещание”). Может блеснуть драматическим мастерством, получить еще один “Золотой глобус” и приз кинокритиков Лос-Анджелеса и в двенадцатый раз попасть в список номинантов Киноакадемии (“О Шмидте” Александра Пэйна; 2002), а может и повалять дурака вместе с комиком Адамом Сендлером (“Управление гневом” Питера Сигала; 2003), заодно установив для себя новый коммерческий рекорд (за первый уикэнд картина собрала в прокате 44,5 млн. долларов). “Я добился определенной позиции в кино: имею на своем счету больше успешных фильмов, чем кто-либо другой, — без лишней скромности говорит гениальный лицедей. — Я знаю, чего хочу и как этого добиться, и об этом же известно каждому, кто имеет дело со мной. Я обладаю властью. Не властью самой по себе — она мне безразлична, а властью делать фильмы, какие я хочу”.  

Понравилось? Поделись с друзьями!

ОЦЕНИ СТАТЬЮ:
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
0
Автор публикации