Теория мультивселенной в комиксах

215

О мультивселенной создано огромное количество произведений. Это один из самых известных приёмов в массовой культуре.
В поп-культуру термин пришел из научной сферы. Многие ученые, в том числе небезызвестный Стивен Хокинг, склоняются к существованию параллельных миров, где может происходить абсолютно любое событие. Допустим, в другом мире этот материал писал бы огурец, а не человек. Доказать или опровергнуть эту теорию невозможно, но сам по себе инструмент даёт простор фантазии, поэтому и так прочно обосновался в сфере развлечений.
Одна из самых популярных демонстраций мультивселенной получилось в сериале «Звездный путь», где ключевых персонажей отзеркалили. Еще один культовая работа с приёмом – «Эффект Бабочки». Нам давали несколько вариаций жизни главного героя, когда он менял незначительные моменты своей жизни.

Конечно, комиксы это тоже затронуло, ведь то, что представлено нам сейчас – это настоящая мультивселенная. Первые попытки начались в середине прошлого века, то есть с началом Серебряного века комиксов. DC, в качестве эксперимента, создало кроссовер, где встретились две версии Флэша, Золотого и Серебряного Века. Стоит ли говорить, что встреча и приключения Джея Гаррика и Барри Аллена получила небывалый отклик и огромные, по тому времени, продажи. Это сильно повлияло на авторов и редакторов DC, начались массовые заигрывания с персонажами, что привело массе ошибок. Нужно было как-то решать их, поэтому линейка «Кризис на бесконечных землях» определила настоящий мир, а некоторых героев вообще уничтожила.

В итоге двадцать лет работы остались на полках фанатов, которые оценили старания авторов и подняли продажи в несколько раз. По сути, это стало определением фирменной фишки DC – мрачность и глобальные схватки.

А что там у Marvel? Да все тоже, они быстро поняли, что мультивселенная – это и фансервис, и интересный ход, и продажи. Поэтому к началу нового века у Человека-Паука выходило сразу три различных вселенных с разными сюжетам – 616, Ultimate-1610 и Mangaverse.

Земля-1610

Земля-1610

Однако издательство отметилось еще одной интересной фишкой – линейкой «What if?». Здесь классического героя ставили перед серьезной ситуацией, которая полностью его меняла. Таких мини-комиксов сотни, так что есть за чем провести несколько приятных вечеров. Линейка выходит уже больше сорока лет, но все еще популярна среди фанатов и редакторов.

Издательства по мере течения времени и денег всё больше полюбили мультивселенные. Именно так появилось «DC против Marvel», «Чужой против хищника» и др.

Некоторые штампы из правил использования мультивселенной все еще актуальны, хотя сама идея износилась. Например, в серии «All new X-man» от 2013 года идет штамп с двумя героями – один из прошлого, другой настоящий.

По сути, вся теория мультивселенной в комиксах сейчас сводится к двум принципам: либо это фансервис, либо это шок-контент. И не понятно, что хуже.

В первом случае – зачастую бредовый сюжет, отсутствие логики, но большое количество камео и отсылок к другим линейкам, которые знают и любят фанаты. Да, это хорошо продается, но ничего существенного в развитие самой вселенной не вносит. Хорошо иллюстрирует пример – персонаж Гвен-Паук, которая приносит какие-никакие деньги, но само назначение остается непонятным. Видимо, главное, чтоб костюмчик сидел, а сюжет он как-нибудь приложится.

Гвен-Паук

Гвен-Паук из альтернативной вселенной

Шок-контент собирает еще больше денег, чем фансервис. Неожиданные повороты, резкое прерывание сюжет и заброс на следующий номер. Да, это грамотный маркетинговый ход. Хочешь узнать, что дальше? Купи следующий выпуск! Здесь нет ничего плохого, просто в погоне за хорошим саспенсом теряется хороший крепкий сюжет. С такой проблемой столкнулся сериал «Флэш» в третьем сезоне, где на первый план вышли параллельные вселенные. А вот на второй план ушел духа детектива, а может даже и вовсе вымер.

Винить в этом, конечно, нужно студии и издательства, которые в поисках наживы забывают про сюжет, мотивацию, меняют способности героя, в общем, играют по своим правилам. Если им нужно вернуть персонажа, то они найдут способ, даже если его смерти посвящена отдельная линейка. Всегда можно сделать его злым двойником из другого мира, пришельцем, клоном, роботом, здесь главное фактическое присутствие.

Росомаха

В комиксах Логан умирал бесчисленное количество раз

Можно безумно любить какого-либо персонажа, но факт остается фактом, крайне коммерческое отношение губит культуру комиксов. Переживаете ли за смерть около главного героя? Я нет, потому что знаю, что он вернется спустя время, даже если его порвали на куски и сожгли.

Сама идея мультивселенной невероятная, но риск в продажах – дело неблагородное. У нас все реже выходят нешаблонные произведения, где гениальное и безумное переплетается. Казалось бы, здесь можно убрать клише и выдавать реально интересные повороты, но может быть, они остались в прошлом веке?

 

Понравилось? Поделись с друзьями!

ОЦЕНИ СТАТЬЮ:
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
4.7

Подписывайтесь на наш Дзен канал

Ежедневные обновления, удобный формат, узнавай обо всём первым!

Я как Халк, вечно недовольна всем и всеми

Автор публикации