797

Джокер Серебряного Века

Серебряный Век комиксов – это 1956-1969 гг. Индустрия переживала тогда новый расцвет, связанный, с одной стороны, с активной деятельностью компании Marvel и ее главного автора Стэна Ли, изобретшего таких персонажей, как Человек – Паук, Халк, люди Икс и т. д., а с другой – с вновь возросшим интересом к старым героям DC, в том числе к Бэтмену и Супермену. Но перед тем, как вновь завоевать популярность, Рыцарю Ночи и всем участникам его приключений пришлось пережить несколько не слишком приятных лет. Виной всех их бед был психолог Фредерик Вертэм, написавший в 1954 г. книгу “Соблазнение невинных”. Вертэм обвинил создателей комиксов в развращении малолетних, пропаганде секса и насилия. Бэтмену с Робином, пожалуй, досталось больше всего: доктор считал, что их поведение на страницах книжек с картинками явно свидетельствует о гомосексуализме. Они живут в огромном особняке, с дворецким-мужчиной и… список аргументов на этом заканчивается. Остальные так называемые доказательства разбиваются в пух и прах легким прикосновением пальца. Так, психолог упоминает, что все женщины “бэтменианы” – обязательно злодейки (в качестве примера приводит Женщину-Кошку) и что порядочных, привлекательных и преуспевающих героинь в комиксах о таинственном мстителе нет вообще. Вертэм, мир его праху, был дураком и дилетантом; взявшись нападать на область массовой культуры, в которой, как ни крути, было и есть что критиковать, он даже не потрудился хоть немного ее изучить. Кошка всегда была, в общем-то, “доброжелательно настроенной” противницей Летучей Мыши, разрывающейся между своей тайной любовью к защитнику закона и честолюбивым желанием одолеть его в поединке; она была (и остается) одним из наиболее сложных персонажей DCU и вызывала намного больше симпатий, чем “плоские” положительные герои. Если уж она не устраивала переживающего за судьбы малолетних психолога, то в историях о Бэтмене можно было найти немало “порядочных, привлекательных и преуспевающих” (типичный пример – наиболее известная из подруг Рыцаря Ночи, фотожурналистка Вики Вэйл), так что ни о каком женоненавистничестве авторов комикса и их созданий не могло быть и речи. Но, какой бы слабой ни казалась аргументация Вертэма, его труд нанес немало вреда “бэтмениане”. Шума было много, и под давлением общественности работники DC вынуждены были внести в сагу о супергерое существенные изменения. Тут же как бы по совету недоброго доктора ввели новых “порядочных, привлекательных и преуспевающих” героинь – Бэтвумен и Бэтгерл. Новым лучшим другом Темного Мстителя сделали собаку – Бэтгончую, а для того, чтобы еще больше снизить возраст предполагаемого читателя, добавили в команду Бэтмалютку – мелкого вредителя из другого измерения, который мечтал стать напарником Бэтмена и Робина. Обстановка в Бэтпещере уже явно напоминала сумасшедший дом, но на этом дело не закончилось. Человек – Летучая Мышь теперь сражался с “научно-фантастическими” противниками, такими, как мистер Зеро (в дальнейшем – мистер Фриз) и Клэйфэйс (злодей, умеющий изменять форму своего тела, превращаясь в кого угодно), а также путешествовал в космосе и во времени и расследовал преступления, совершенные пришельцами и фантастическими монстрами. Между тем многие популярные, проверенные годами персонажи на несколько лет исчезли со страниц комиксов. Женщину-Кошку отправили в длительный отпуск, длившийся с 1954 по 1966 г. То же самое случилось с Двуликим: нововведенный “моральный кодекс комиксов” запрещал показывать “страшные” картинки. Пингвин отсутствовал с 1956 по 1963 г., хотя в чем провинился он, непонятно. Разумеется, единственным, кто “пережил” этот погром, был неунывающий Клоун – Принц Преступного Мира; тем не менее, изменения в индустрии в какой-то мере коснулись и его. От былой смертоносности преступного шута не осталось и следа, а его бурная незаконная деятельность стала почти безобидной. Джокер Серебряного Века – уже не убийца, не маньяк и не архивраг, а чуть ли не приветливый оппонент, элемент веселой анархии в упорядоченной жизни супергероя. Он стал появляться на страницах комиксов уже не так часто, как в течение Золотого Века, и его хитроумные изобретения вскоре были забыты. Вместо этого шутника-злодея сделали главным специалистом по “тематическим” преступлениям: отныне он совершал ограбления, связанные с определенной тематикой. Я знаю, что вы подумаете, прочитав некоторые из приведенных ниже сюжетов, но, с другой стороны, их авторы все же старались проявлять какую-никакую изобретательность и придерживаться определенного стиля, а не бездумно заливали вверенные им страницы кровью, как многие теперешние сочинители. Ситуация в целом немного улучшилась в 1964 г., когда редактором рассказов о Рыцаре Ночи стал Джулиус Шварц. Сначала он “выслал” из тайного убежища героев Бэтвумен, Бэтгерл, Бэтгончую и Бэтмалютку, затем вернул Бэтмена и Робина к их исконному занятию – расследованию преступлений в Готэме. Благодаря этим переменам комиксы стали раскупаться значительно лучше. Шварц не спешил снова вводить в действие злодейскую галерею Золотого Века, но был вынужден сделать это после того, как все ее члены (кроме Двуликого) с успехом отметились в завоевавшем беспрецедентную популярность телесериале “Бэтмен” 1966-1968 гг. Абсурдно-фарсовый, чуть ли не пародийный тон этого шоу определял стиль и содержание большинства комиксовых историй о Летучей Мыши второй половины 60-х. Джокер и все его “коллеги” откровенно валяли дурака, и лишь в конце 60-х, накануне начала новой эпохи, названной Бронзовым Веком, в некоторых рассказах просматриваются тенденции, предвещающие триумфальное (после четырехлетнего отсутствия) возвращение Клоуна – Принца Преступного Мира в облике не знающего пощады убийцы в “Пяти путях мести Джокера” (1973) Дэнни О’Нила. Далее описаны основные злодеяния Джокера в комиксах Серебряного Века. “Бэтмен. № 97” (“Джокер анонсирует опасность”; февраль 1956 г.): Увидев теледебют Бэтмена в качестве ведущего антикриминальной программы, Джокер решает анонсировать свои преступления… Автор Билл Фингер. Художник Шелдон Молдофф. “Лучшие в мире комиксы. № 88” (“Величайшие враги Супермена и Бэтмена”; май-июнь 1957 г.): В здании муниципалитета Метрополиса потрясенный клерк рассматривает прошение о производственной лицензии от Лекса Лютора и его делового партнера – Джокера. “Мы перевернули новую страницу жизни, — улыбается Лютор. – Теперь мы честные бизнесмены”. Отовсюду слетаются репортеры на демонстрацию первого совместного изобретения бывших злых гениев. Журналист Кларк Кент, он же Супермен, отправляется в Готэм, чтобы позвать на помощь Бэтмена и Робина: он уверен, что их враги не отказались от злых намерений. К несчастью, просмотреть своим рентгеновским зрением, что творится на фабрике Лютора и Джокера, Стальной Человек не может, так как Лекс предусмотрительно оборудовал ее защитным покрытием (“Мы должны оберегать свои промышленные тайны!”). Изобретение дьявольского дуэта – “механические люди”, сильные, неуязвимые, пригодные для любой работы роботы. Трио супергероев решает в ожидании удара злодеев патрулировать город 24 часа в сутки и вскоре видит, как Клоун – Принц Преступного Мира набрасывает на прохожего стальную сеть. В ту минуту, когда они бросаются на помощь, прибывает пресса. Выясняется, что это всего лишь испытание “механического человека”, который легко разрывает сеть Джокера; троица оказывается в дураках. В подобную ситуацию они попадают следующей ночью, когда злой шутник давит Джокермобилем “пешехода”-робота, и утром, когда Лютор обрушивает лавину на еще одного “механического человека”. Лекс и Джокер требуют, чтобы им не мешали проводить испытания, однако Супермен, Бэтмен и Робин уверены, что негодяи просто стараются усыпить их бдительность. Брюс Уэйн наносит визит на таинственную фабрику и заказывает партию роботов для поиска алмазов; во время работ на дне моря Супермен подменяет одного из “механических людей”, но Джокер разоблачает его и борцы с преступностью снова оказываются в дурацком положении. В тот же день механические копии “партнеров” демонстрируют в центре Метрополиса возможности своих роботов, в то время как настоящие ученый и клоун вместе с другой группой железных помощников спешат ограбить городское казначейство. Но тут благородный криптонианин и его готэмские коллеги ловят и отправляют в тюрьму не прекращающих препираться злодеев (“Это ты виноват, смеющийся придурок!” – “Нет, это все ты и твой якобы блестящий мозг!”)… Хотя дуэт Бэтмена и Супермена действовал в “Лучших в мире комиксах” начиная с 1954 г., только в этой истории авторы DC впервые направили своих самых популярных героев против их объединившихся противников. Лекс Лютор – архивраг Супермена – за годы “существования” сменил немало личин (безумный ученый в Золотом Веке, суперзлодей, одержимый идеей убить Стального Человека, в Серебряном, безжалостный мультимиллионер в современных комиксах), но всегда находил общий язык с Джокером: они действовали заодно во множестве рассказов с 1957 г. по сей день. Автор “Величайших врагов” Эдмонд Гамильтон, в отличие от явно симпатизировавшего злодеям Билла Фингера, всегда уделял больше внимания положительным персонажам; именно поэтому здесь, несмотря на довольно изобретательный план злоумышленников, Бэтмен и Супермен в конце легко разоблачают своих оппонентов и быстро ловят их. В дуэте с Лексом в этой истории Джокер играет вторую скрипку: Гамильтона намного больше интересовал Лютор, его научный гений и ситуации, в которых он исправлялся или якобы исправлялся. Художник Дик Спранг. “Бэтмен. № 110” (“Клуб преступлений месяца”; сентябрь 1957 г.): Бэтмен и Робин расследуют серию преступлений с “месячной” тематикой, например, грабеж склада мехов людьми в странных масках 1 апреля и похищение с выставки цветов черной орхидеи стоимостью 50 000 долларов в мае. Разумеется, за всем этим стоит Джокер, который организовал “клуб преступлений месяца” и ежемесячно продает его членам на аукционе свои преступные планы. Его последнему клиенту, Блинки Дину, досталось ограбление в день июньской свадьбы богача Ван Диркса. Когда план срывается благодаря вмешательству двух героев, клоун и его клиенты пытаются ограбить кинотеатр, где демонстрируется фильм “Невеста Юпитера” (невеста Юпитера — June, то есть июнь), но Летучая Мышь вовремя определяет следующую цель злоумышленников и задерживает их… Автор Дэйв Вуд. Художник Дик Спранг. “Бэтмен. № 123” (“Профессиональные шутки Джокера”; апрель 1959 г.): Услышав распространенную среди строителей остроумную фразу, Джокер решает сделать темой своих преступлений шутки, связанные с профессиями (к сожалению, перевести эти остроты с английского так, чтоб было и дословно, и понятно, и смешно, невозможно), посылая подсказки своим преследователям в полицейский участок. Клоун – Принц Преступного Мира использует надувного кита, привязанного к якорю (anchor watch — у моряков), чтобы отвлечь пассажиров и команду и ограбить сейф судна; при появлении Бэтмена и Робина он протыкает “кита”, выпускает облако дыма и смывается. Далее он ловит в сплетенную из проводов сеть (cable stretcher — у кабельщиков) грузовик, везущий зарплату работникам новой гидроэлектрической дамбы. Следующий его план – запустить пару игрушечных ракет на ракетной фабрике (unobtanium — у ученых-ракетчиков) и в возникшем хаосе умыкнуть промышленные алмазы. Но удрать на носовой капсуле одной из ракет у злодея не получается – Робин накидывает на нее лассо из кабеля… Художник Дик Спранг. “Бэтмен. № 127” (“Супернапарник Бэтмена”; октябрь 1959 г.): Когда Джокер заманивает Бэтмена и Робина в бронированный автомобиль и запирает их там, чтобы спокойно ограбить книжную ярмарку, на помощь борцам с преступностью приходит Орел – загадочный летающий супергерой, которым оказывается их верный дворецкий Альфред, в результате его дилетантских действий Джокеру два раза удается ускользнуть. Во время ограбления музея Альфред-Орел наконец догоняет шута-уголовника, но тут его сверхчеловеческие способности исчезают и он становится легкой добычей. К счастью, Бэтмен и Робин успевают вовремя остановить злого арлекина… Художник Дик Спранг. “Бэтмен. № 136” (“Вызов Джокера”; декабрь 1960 г.): Джокер видит по телевизору, как Бэтмен, читая лекцию, заявляет, что древняя наука верила в четыре элемента – землю, огонь, воду и воздух, — но современная наука разрушила эту веру и она же сделала невозможным для преступников избежать заслуженного наказания. Разгневанный Клоун – Принц Преступного Мира решает опровергнуть оба утверждения и посылает своему противнику письмо с вызовом, избрав для своих очередных злодеяний тему четырех древних элементов. Подсказка к его первому преступлению – бутылка воздуха, в которой Рыцарь Ночи при анализе обнаруживает примесь керосина. Он догадывается, что Джокер собирается украсть авиапочту с самолета; именно это негодяй и проделывает с помощью гигантского вакуумного очистителя, который затем использует, чтобы отправить полетать своих преследователей. Далее он имитирует землетрясение, чтобы ограбить луна-парк, и ловит Бэтмена и Робина в кольцо огня, изрыгаемого огромным аттракционом с лицом Джокера. При этом шут сообщает, что украдет ожерелье, которое носит актриса Дженни Линден во время исполнения своей роли в мюзикле “Арабские ночи” (пьеса разыгрывается на плавающей сцене, то есть на воде). Герои с помощью своих акробатических навыков вырываются из ловушки и задерживают злодея на месте преступления… Автор Билл Фингер. Художник Шелдон Молдофф. “Бэтмен. № 140” (“Призрак Джокера”; июнь 1961 г.): Джокер гибнет во взрыве, но его призрак продолжает злодействовать в Готэме. Он посылает свою банду совершать преступления с “призрачной” тематикой, такие, как ограбление театра, где идет спектакль “Возвращение Фантома”, кража призовых 50 000 долларов с гонок, которые выиграла лошадь по кличке Полтергейст, и захват яхты “Летучий голландец” с целью украсть золотой приз. Бэтмен и Робин находят криминального шутника живым и здоровым на заброшенной кукольной фабрике; его “аура привидения” создана с помощью фосфоресцирующей краски, а для “призрачных” фокусов Джокер использовал “волшебный фонарь”… Автор Билл Фингер. Художник Шелдон Молдофф. “Бэтмен. № 144” (“Человек, игравший роль Бэтмена”; декабрь 1961 г.): Джокер заставляет новых членов своей банды наряжаться в костюм Бэтмена и пробует ловить их, пока они “борются с преступностью” в уменьшенной модели Готэма… Автор Билл Фингер. Художник Шелдон Молдофф. “Бэтмен. № 145” (“Сын Джокера”; февраль 1962 г.): “Фиктивная” история, которую пишет Альфред, сочиняющий повести о похождениях Бэтмена II и Робина II. Его единственные читатели — Брюс Уэйн и Дик Грейсон, и все же верный дворецкий усердно трудится за пишущей машинкой, чтобы вновь порадовать хозяев. Итак, в отдаленном будущем, когда постаревший Брюс решит оставить карьеру борца с преступностью, его плащ и костюм унаследует Дик Грейсон, а его Робином будет Брюс Уэйн-младший — сын старого Брюса и ставшей его женой Кэти Кейн (бывшая Бэтвумен). Их новое приключение начинается с неприятной неожиданности. Бэтмен II и Робин II спешат на благотворительное мероприятие — гонку с препятствиями на водных лыжах, где должны присутствовать в качестве судей. Приз победителю — золотая чаша стоимостью пять тысяч долларов. Но победитель объявляется еще до начала соревнования — то есть объявляет себя. Из-под пристани выруливает катер, и клоун-злодей на водных лыжах ловит сетью свой приз. Рыцарь Ночи понимает, что это не Джокер — преступник молод, а настоящий Клоун — Принц Преступного Мира нынче усталый старый человек. Герои преследуют негодяя, минуя препятствия (Бэтмен на водных лыжах, Робин за рулем катера). Хохочущий вор называет себя сыном Джокера. Маневрируя, Темный Мститель нагоняет шута и награждает его правым в челюсть. Он ныряет туда, куда упал битый злодей, и видит, что тот снял лыжи и удрал с помощью прибора для подводного плавания брошенного его сообщником с катера. В Бэтпещере герои рассказывают о случившемся старому Брюсу. Он знает, что Джокер завязал с преступной жизнью после последнего долгого тюремного срока, но решает нанести ему визит. Бэтмен № 1 отправляется в отдаленный дом пожилого архи-врага. Шутник, который в это время ухаживает за своими цветами, рад посетителю, предлагает ему свежий лимонад и приглашает в дом. Джокер доволен, что теперь ему будет с кем поговорить, особенно с тем, кто напоминает ему о днях его собственной славы. Человек — Летучая Мышь не разделяет его восторга и спрашивает злодея о сыне. Клоун — Принц Преступного Мира уверяет, что сына у него нет: тот подлец, о котором он узнал из газет, изучил его подвиги и теперь хочет заработать на его недобром имени. Джокер не прочь сам разобраться с этим молодым прохвостом. Но теперь он стар, у него есть его цветы, книги, и он лишь хочет в мире прожить оставшиеся дни. В пещере Дик и его напарник готовятся к новым приключениям; Брюс-младший надеется, что они вновь повстречают “сына Джокера”. Кэти боится, что ее сынок поранится. В полицейском участке героям вручают адресованное им письмо — рисунок “сына Джокера” в шлеме древнеримского легионера с надписью: “Как и мой отец, я вызываю вас на поединок интеллектов. Я выиграл гонку на водных лыжах и собираюсь победить в еще одном гоночном соревновании. Догадались, в каком именно, по моей подсказке?” На студии “Парагон пикчерс” идут съемки масштабного фильма о Древнем Риме. Режиссер говорит старлетке, что она носит настоящее ожерелье, которое когда-то носила давняя римская королева. Эта вещица бесценна, и им пришлось позаимствовать ее из музея, зато картина получила дополнительную рекламу. Актеров собирают для большой сцены гонки на колесницах, но один из возничих вдруг снимает грим — это “сын Джокера”. Объявив себя звездой сцены, он похищает ожерелье. Но когда новый Клоун — Принц Преступного Мира гонит свою колесницу прочь со студийной съемочной площадки, он видит Бэтмена II и Робина II, разгадавших его загадку. Гонка колесниц продолжается, ускоряясь, по наклонной улице, пока Джокер-сын не сообщает дуэту супергероев, что в его диковинной колеснице есть бомба с часовым механизмом, которую он запустил с помощью рычага. Если ее не остановить, колесница скатится с холма прямо на переполненную улицу внизу. “Сын Джокера” удирает на лошади; Робин думает, что он блефует, но Бэтмен знает, что они не имеют права подвергать людей опасности. Он прыгает со своей лошади на колесницу и балансирует на ней так, чтобы она опрокинулась. Затем дуэт деактивирует бомбу. Занятые работой, они не замечают наблюдающего за ними пешехода. Рыцарь Ночи видит на колесах свежий деготь — значит, по дороге на студию колесница проехала по недавно просмоленной дороге. Подслушавший это пешеход спешит сообщить новости в газету за 25 долларов. В департаменте общественных работ напарники узнают, что недавно были вымощены только две улицы — Форт-стрит и Сикамор-драйв, а Темный Мститель знает, что именно на Сикамор-драйв живет старый Джокер. Тем временем “сын Джокера”, пройдя через секретный проход, попадает в тайное убежище, где его приветствует сам Клоун — Принц Преступного Мира. Хотя у злодея никогда не было детей, он всегда мечтал о сыне и в конце концов выбрал себе протеже, чтобы тот продолжал его преступные традиции. Его “сынок” еще неопытен, но если он помнит все фокусы, которым его обучили, то будет достоин прославленного имени. В поместье Уэйна Брюс узнает из газеты о последнем происшествии. Бомба в колеснице, деготь на колесах — все это в точности уже было, когда он сражался с настоящим Джокером несколько лет назад. Он удивляется, совпадение ли это и как новый криминальный клоун сумел выучить тактику своего предшественника так хорошо, затем вспоминает, что в тот раз Джокер использовал деготь на шинах, чтобы заманить его в ловушку. Брюс сообщает Кэти, что идет проведать старого врага. Возле дома злобного шута Брюс-Бэтмен обращает внимание на землю: все цветы на задней стороне — высокие и здоровые, но на переднем плане — короткие, слабые, как будто недостаточно глубоко недостаточно глубоко сидят в земле. Герой понимает, что цветы и почва — маскировка для люка. Ступени ведут вниз, в проход, к тайнику, где в это время “сын Джокера” говорит своему “отцу”, что хитрость с дегтем на шинах привела дуэт борцов со злом прямо к их двери. Старый негодяй хохочет, вспоминая, как газовые бомбы вырубили Бэтмена II и Робина II, когда они вошли. Теперь Джокер собирается исполнить мечту всей своей жизни — снять маску с Темного Рыцаря. Как только он узнает истинную личность Бэтмена II, то сразу же поймет, кем был первый Бэтмен… который в этот момент, ломая деревянную дверь, врывается в убежище. Наемники-громилы спешат в бой, но мститель использует ятаган со стены и освобождает Бэтмена II и Робина II. Три поколения борцов с преступностью приступают к делу. Пожилой Клоун — Принц Преступного Мира уже не столь ловок, как раньше, однако еще способен добраться до тайной панели, установленной им именно для таких экстренных ситуаций. И получает удар от архи-врага, а гигантский Джокеровский шар для боулинга врезается в соседнюю стену. Поймав своего противника, старый Бэтмен видит, что “сын Джокера” собирается огреть Дика сзади Джокеровской бейсбольной битой — но Брюс-младший приходит ему на помощь. “Сына Джокера” ловит сын Бэтмена, чем весьма горд его отец. Он говорит настоящему Джокеру, что его возвращение обернулось провалом, и шут-преступник видит, что молодой дурак не достоин его прославленного имени, — с Джокера-младшего слетает его маска, когда Робин II побеждает его… Альфред Пенниворт довольно улыбается, чувствуя, что сам Джек Лондон не смог бы написать лучше… Автор Билл Фингер. Художник Шелдон Молдофф. “Бэтмен. № 148” (“Величайший триумф Джокера”; июнь 1962 г.): Джокер посылает Бэтмену, Робину и комиссару Гордону подсказки к его новым злодеяниям в форме моделей кораблей, что вначале ставит героев в тупик… Художник Шелдон Молдофф. “Лига Правосудия Америки. № 14” (“Угроза “атомной” бомбы”; сентябрь 1962 г.): Лига Правосудия Америки (команда супергероев, возглавляемая Суперменом и Бэтменом) сражается с отрядом злодеев, в состав которого входит Джокер. “Лучшие в мире комиксы. № 129” (“Джокер-Лютор Инкорпорейтед”; ноябрь 1962 г.): Выслеживая Джокера, Бэтмен и Робин прибывают в Метрополис. На церемонии открытия выставки экзотических часов, организованной мастером подобных мероприятий Хилтоном Уэббом, Клоун – Принц Преступного Мира и Лекс Лютор появляются из гигантской модели часов. Лютор останавливает бросившегося в бой Супермена лучом из своего нового изобретения – атомного распылителя с криптонитовой основой, пока Джокер отшвыривает двух своих старых противников с помощью пружины часов. “Работает! – ликует клоун. – Я рад, что сделал тебя своим партнером. Прощайте, друзья. Возможно, увидимся весной”. “Джокер, иногда ты говоришь слишком много”, — сердится Лекс. “А ты говоришь слишком мало! Состязание в хитроумии с достойным соперником делает преступление удовольствием, а не просто средством обогащения!” Естественно, криминальный остряк намекал на цветочную выставку, устроенную на следующий день тем же Уэббом. Джокер появляется из огромного бутафорского тюльпана, Лютор – из гигантской пчелы; Стальной Человек получает свежую дозу криптонитового излучения, в то время как шут-злодей смывает Бэтмена и Робина из брандспойта и прихватывает множество дорогих цветков. При подготовке к следующей выставке Уэбба приняты чрезвычайные меры предосторожности: Хилтон вместе с демонстрируемыми им драгоценными камнями стоимостью пять миллионов долларов защищен непробиваемым стеклянным куполом в центре арены. Внезапно Супермен слышит звук работающей кинокамеры и вспоминает, что слышал его во время предыдущих нападений. Джокер со своей бандой прилетает на фиолетовом вертолете и безуспешно пытается пробить купол. Уэбб собирает драгоценности и неожиданно улетает, привязав к ногам маленькие реактивные самолеты. Со словами “Минуточку, Лютор” криптонианин перехватывает беглеца и снимает с него маску. Клоун пытается воспользоваться оружием своего сообщника, но его останавливают Бэтмен и Робин. Супермен рассказывает, что, услышав кинокамеру, понял, что во время первой атаки Лекс снимал на пленку Уэбба, чтобы изучить его голос и поведение, а потом сымитировать. Трое героев надеются, что они в последний раз имели дело с командой Джокер — Лютор (зря надеются)… Как и в первой истории о дуэте суперзлодеев, здесь есть интересные сюжетные повороты, но слабая развязка: герои чересчур легко наносят поражение своим оппонентам. Автор Дэйв Вуд. Художник Джим Муни. “Лучшие в мире комиксы. № 136” (“Бэтмен, которого никто не помнит”; сентябрь 1963 г.): Пролетев в своем самолете через страшную грозу, Человек — Летучая Мышь оказывается в параллельной вселенной. Не подозревая об этом, он видит при лунном свете, как Джокер едет в Готэм на машине. Когда он проезжает под мостом, Рыцарь Ночи прыгает к нему на заднее сиденье, приветствует старого врага ударом в челюсть и доставляет потерявшего сознание клоуна в полицейский участок. Там комиссар Гордон и его офицеры сообщают удивленному герою, что Джокер вовсе не преступник — это сценический псевдоним известного телевизионного комика Фредди Форбса. Пойманный снимает свой зеленый парик и заявляет, что ехал с репетиции, когда на него напал этот сумасшедший. Форбс требует, чтобы психа арестовали, Гордон соглашается, и вскоре Бэтмен начинает понимать, что это не шутка. В данном параллельном мире готэмский защитник добра — Супермен, который зовет себя Брюсом Уэйном, но имеет лицо Кларка Кента, Робин — его напарник, а Бэтмен никогда не существовал. Темный Мститель объясняет героям ситуацию и помогает им захватить банду Красного Ворона, после чего Супермен устраивает новую грозу, которая отправляет Человека — Летучую Мышь в его собственный мир… Автор Билл Фингер. Художник Джим Муни. “Бэтмен. № 159” (“Великое соревнование Клэйфэйса и Джокера”; ноябрь 1963 г.): Четверо героев пытаются остановить состязание Джокера и Клэйфэйса, решивших выяснить, кто из них является более гениальным злодеем… Пожалуй, наиболее памятная история о Джокере Серебряного Века. Если отбросить никому не нужные романтические линии Бэтмена и Бэтвумен, Робина и Бэтгерл, то останется изобретательная партия, которую ведут два гроссмейстера преступного мира, мастера перевоплощения, непрерывно разоблачая и ставя “шах” друг другу во все новых и новых злодеяниях. Стиль этого увлекательного рассказа типичен для Билла Фингера: последовательность загадок, неожиданная разгадка каждой из которых приводит персонажей к новой тайне. Художник Шелдон Молдофф. “Бэтмен. № 163” (“Жюри Джокера”; май 1964 г.): Бэтмен и Робин выслеживают Джокера, который теперь выбрал в качестве темы своих преступлений всевозможные правительственные учреждения Готэма. Он даже доставляет пойманную Летучую Мышь в зал суда, полный Джокерами… В этой истории для того, чтобы одолеть противника, неугомонный шут использует огромные механизмы, а также манипулирует законом. Фингер снова показывает представителей закона в, мягко говоря, непривычном ракурсе: у Джокера здесь есть собственная полиция, состоящая из людей в форме с лицами, в точности повторяющими его собственное. Художник Шелдон Молдофф. “Детективные комиксы. № 332” (“Последний смех Джокера”; октябрь 1964 г.): Клоун – Принц Преступного Мира совершает все новые и новые ограбления, сопровождая их настолько потешными шутками, что и жертвы, и полиция, и Бэтмен с Робином становятся совершенно беспомощными от смеха… Автор Джон Брум. Художник Шелдон Молдофф. “Супермен. № 173” (“Триумф Лютора и Мозговика”; ноябрь 1964 г.): Решив преподать урок своему юному другу Джимми Ольсену, Супермен и Бэтмен маскируются под Лекса Лютора и андроида Мозговика, “похищают” Джимми и показывают ему свое логово — “Холл славы Лютора и Мозговика”, где в числе прочих стоят статуи их “друзей” — Джокера, Клэйфэйса и мистера Мксизптлка… Автор Джерри Сигел. Художник Джордж Папп. “Лига Правосудия Америки. № 34” (“Смертельные мечты Доктора Судьба”; март 1965 г.): Бэтмен в составе Лиги Правосудия противостоит суперзлодею Доктору Судьба и его миньонам, среди которых – Джокер. “Детективные комиксы. № 3 “Детективные комиксы. № 341” (“Комичные шалости Джокера”; июль 1965 г.): Джокер, выдав себя за кинорежиссера, нанимается к нефтяному магнату снять фильм в стиле старых комедий и попутно совершает преступления, приняв облик знаменитых комиков – Чарли Чаплина, Бастера Китона, Гарольда Ллойда, Бена Тюрпина и Харпо Маркса… Еще одна история, подчеркивающая связь персонажа с великими комедиантами эпохи немого кино. Автор Джон Брум. Художник Кармине Инфантино. “Бэтмен. Спецвыпуск” (“Счастливые жертвы Джокера”; 1966 г.): Обворованные жертвы Джокера получают такое удовольствие от его остроумных преступлений, что отказываются преследовать его по закону… Этот короткий рассказ написал Е. Нельсон Бридвелл. Художник Кармине Инфантино. “Лучшие в мире комиксы. № 156” (“Федерация Бизарро-идиотов”; март 1966 г.): Бизарро (малость недоделанный во всех отношениях клон Супермена) создает Бизарро-Бэтмена и вместе с ним отправляется на Землю, чтобы заменить временно отсутствующих настоящих Супермена и Бэтмена — с ужасающе дурацкими последствиями. Кретины со сверхчеловеческими способностями устраивают комический погром на планете и даже освобождают Джокера из тюрьмы… Как и все истории о “мире Бизарро”, этот рассказ является комбинацией научно-фантастического сюжета с модным в те времена комедийным сюрреализмом. Авторы Эдмонд Гамильтон и Е. Нельсон Бридвелл. Художник Курт Сван. “Лучшие в мире комиксы. № 159” (“Преступники в плащах и масках”; август 1966 г.): Комиссар Гордон и Перри Уайт, нанюхавшись вредного газа в секретном убежище Стального Человека, становятся Анти-Бэтменом и Анти-Суперменом и начинают творить неприятности. Кроме всего прочего они похищают трофеи, символы поимки героями злодеев, и отправляют их в тюрьму в подарок Джокеру, Риддлеру, Пингвину, Тоймену, Пранкстеру. В финале Летучей Мыши и криптонианину удается вычислить личности вредителей и вернуть все в норму… Здесь также устно излагается история происхождения Джокера: Гордон кратко рассказывает ее Уайту в Бэтпещере. Автор Эдмонд Гамильтон. Художник Курт Сван. “Храбрые и смелые. № 68” (“Псевдоним: Бэтмонстр”; октябрь-ноябрь 1966 г.): Робин отбыл из Готэма с компанией юных супергероев, и Бэтмен отправляется патрулировать улицы в одиночку. Но его телесвязь с комиссаром Гордоном показывает, что не все в порядке: на экране возникает лицо Риддлера, который дразнит героя очередной загадкой. Загадка ведет Человека — Летучую Мышь в Дом Оптиметрии, откуда он направляется на алмазную биржу. Там мститель находит Риддлера, который выбрасывает большой бриллиант из окна, чтобы отвлечь внимание преследователя. Герой ловит драгоценность, но тут же отбрасывает, так как она взрывается, выпуская странный газ, который, кажется, никак не действует на Бэтмена. Покинув биржу, защитник добра встречает Пингвина, летящего над улицей на зонтике. Коварная птица роняет загадочный намек о голубях и смывается. Летучая Мышь следует в Готэмский музей, где находит преступника на выставке голубей. Пингвин посылает к врагу ворону, пыль с перьев которой летит на Рыцаря Ночи и отвлекает его, пока злодей смывается. Вернувшись в Бэтмобиль, герой видит, что его ручка переключения передач заменена копией Джокеровского лица, которая извергает ему в лицо еще один газ. Машина врезается в столб, но Бэтмен не ранен… за исключением того, что он уже не кажется Бэтменом Он чудовищно разрастается и вылезает из разбитого Бэтмобиля. Монстр хватает столб, и тепло, излучаемое его руками, разрушает его перчатки и плавит столб в шлак. Комиссар Гордон и один из офицеров натыкаются на чудище, которое поворачивается и пускает раскаленную каплю, уничтожая полицейскую машину. Называя себя Бэтмонстр, бывший Темный Мститель плавит все, что движется мимо него, и шагает в парк, где исчезает, принимая газообразную форму. Затем он возвращается к твердому облику и, увидев свое отражение, от шока становится сам собой. Бэтмен понимает, что причиной его мутации были газы и пыль, использованные тремя злодеями, и, зная, что ему нужна помощь, отправляется в имение Саймона Стагга. Он рассказывает свою историю Стаггу и мутанту-супергерою Метаморфо. Стагг проводит ряд тестов, которые показывают, что герой может снова превратиться в Бэтмонстра в любую минуту из-за остаточных эффектов газа. Рыцарь Ночи надеется, что когда он превратится в следующий раз, Метаморфо сможет справиться с ним. Затем он становится чудовищем и сражается с Метаморфо, пока не убегает из особняка Стагга. Джокер, Риддлер и Пингвин празднуют свою победу над Темным Мстителем, когда кошмарный Монстр — Летучая Мышь вламывается к ним через стену. Клоун — Принц Преступного Мира думает, что сможет контролировать Бэтмонстра, однако у того другие идеи: он хочет, чтобы троица стала его помощниками — вместе они запустят волну суперпреступлений. Посередине предложения он снова превращается в Бэтмена, который чувствует слабость и видит, что окружен врагами. Прежде чем злодеи успевают напасть, герой опять становится Бэтмонстром, и они вчетвером начинают свою волну преступлений, пока Стагг, Метаморфо и их друзья ищут мутировавшего мстителя. Когда полиция окружает Бэтвертолет, в то время как Бэтмонстр вламывается в банк, трое злодеев режут веревку и удирают. Метаморфо наконец встречается с чудовищем, когда оно уходит из здания банка. Бэтмонстр обхватывает противника своими гигантскими руками и сжимает его, как тюбик с зубной пастой, и Стаггу приходится использовать электрический ток, чтобы вернуть Метаморфо в нормальное состояние. Потом они видят в небе гигантский Бэтмонстр-сигнал, который Гордон использует, чтобы показать, где находится мутант. След ведет в Клок Тауэр; Бэтмонстр и Метаморфо сражаются на часах, затем на крыше. Чудище собирается раскрошить оппонента большой телевизионной антенной, когда в него попадает молния. Внизу на улице Гордон ловит троицу злодеев. Метаморфо спускает Бэтмена с крыши Клок Тауэра, думая, что он, возможно, мертв, но Рыцарь Ночи приходит в себя, спешит встать и арестовать преступников… Эта история, признанная одним из, скажем так, наиболее странных комиксов всех времен, была вторым случаем сотрудничества Джокера и Пингвина (после “Бэтмена. № 25”). Автор Боб Хейни. Художник Майк Сековски. “Бэтмен. № 186” (“Оригинальные ограбления Джокера”; ноябрь 1966 г.): Джокер возобновляет свой поединок с Бэтменом и Робином; на этот раз его сопровождает новый помощник – маленький клоун Гэгги, нанятый для того, чтобы вдохновлять смехом злодейского шута на изобретение новых тем для преступлений… Автор Джон Брум. Художник Шелдон Молдофф. “Бэтмен. № 191” (“День, когда Бэтмен устроил распродажу”; май 1967 г.): После того, как преступник Айра Рэдон в ходе схватки с Бэтменом получает почти смертельную дозу радиации и больше не может продолжать свою карьеру “радиоактивного вора”, он решает отомстить, приготовив для мстителя ту же участь. Рэдон облучает по очереди все Бэт-предметы, чтобы герой больше не мог ими воспользоваться. Чтобы устроить ловушку для негодяя, Человек – Летучая Мышь заявляет прессе о конце своей карьеры борца со злом и пускает с молотка все свои костюмы и оружие. Об этом из телепередачи узнают находящиеся в тюрьме злодеи. Пингвин рад, что его воровская жизнь упростилась, но ему будет недоставать поединков с Рыцарем Ночи, и Джокер, хоть и продолжает хохотать, тоже недоволен: он только придумал план устранения архи-врага, а тот уже устранился сам. Естественно, поймав Рэдона, Бэтмен возвращается к своей ночной работе… Автор Джон Брум. Художник Шелдон Молдофф. “Лучшие в мире комиксы. № 166” (“Угроза смертельного дуэта”; май 1967 г.): “Фиктивная” истории, действие которой происходит в 2967 г. Космический корабль направляется к Калтарусу, планете с богатым месторождением; у него на борту — сотня голов роботов, стоящая миллионы. Команда замечает Муто (архи-враг Супермена будущего) — за пределами корабля без скафандра. Злодей использует свою умственную силу, чтобы превратить дверь звездолета в газ и переправить головы на свой корабль, спрятанный за астероидом. Пока Муто продолжает свое ограбление, появляется другой космический налетчик. Прячась за астероидом, хитрый вор тихо маневрирует своим кораблем так, чтобы оказаться между головами роботов и кораблем Муто, и, забрав груз, ускоряется прочь, оставив лишь свою визитную карту — джокера. Обнаружив пропажу и карту, Муто использует свой гиперрадар, чтобы выследить Джокера ХХ. Видя, что соперник догнал его, Джокер приземляется на соседний астероид. Уверенный, что Муто беспомощен за пределами своего корабля, клоун-злодей угрожает прикончить его. Вместо этого Муто использует умственную силу, чтобы атаковать противника. Во время битвы Джокер говорит, что остановит Муто так же, как однажды остановил Супермена. Поняв, что у них общий враг, Муто прекращает биться. Шут-маньяк объясняет, что сражался со Стальным Человеком много раз. Архи-врагами его предков всегда была Бэт-семья, но его отец, Джокер ХIХ, убил последнего из Бэтменов много лет назад. С тех пор, как Джокер ХХ начал собственную преступную карьеру, Супермен был его главной помехой. Муто предлагает объединиться, чтобы покончить с супергероем раз и навсегда. На следующий день Клоун — Принц Преступного Мира атакует охрану ядерного завода, который поставляет Метрополису электричество, пока Муто похищает ядро. Супермен засекает ограбление своим телескопическим зрением, бросается в бой, хватает Муто, но Джокер брызгает на него морской водой (ахиллесова пята Супермена будущего, как у его предка — криптонит). Злодейский дуэт смывается на своем корабле. Супермен отправляется в свою крепость, которая находится в центре Солнца, чтобы найти способ противостоять двум врагам. Он идет по своему холлу злодеев и героев, останавливается возле статуи Бэтмена и вспоминает, как объединялись в команду первые Рыцарь Ночи и Стальной Человек. Шестые Бэтмен и Супермен победили космического гиганта, пытавшегося захватить Землю. Бэтмен XV и Супермен XV остановили межпланетный преступный синдикат, пытавшийся захватить солнечную систему. Супермену нужен живой Бэтмен, чтобы помочь теперь, и в этот момент… он видит живого Человека — Летучую Мышь. Стальной Человек восклицает, что Бэтмен был убит много лет назад, и незнакомец говорит, что он — Брон Уэйн Е7705, сын Бэтмена XIX. Много лет назад, когда Бэтмен присутствовал на публичной церемонии, Джокер XIX появился и устроил взрыв, который убил героя и нескольких зрителей, в том числе мать Брона и остальную часть его семьи. В то время Брон был еще ребенком, и его не взяли на кладбище. Таким образом, пока он рос, некому было сообщить ему о том, чей он наследник, и род Бэтменов казался законченным. Однажды Брон вернулся в поместье Уэйнов, на астероид Балторр, который был собственностью его семьи два столетия, и наткнулся на тайный вход в последнюю Бэтпещеру. Он начал исследовать, узнал об убийстве родителей и поклялся отомстить. Поскольку убийца родителей исчез год назад, Бэтмен ХХ поклялся найти его через его сына, Джокера ХХ. Новый Темный Мститель упорно тренировался и овладел всеми удивительными приспособлениями из пояса. С помощью устройства, отслеживающего мозговые волны, он нашел Супермена в его тайном убежище, а встроенный в его Бэткорабль молекулярный диффузор помог ему без вреда проникнуть в Солнце. Супермен и Бэтмен будущего становятся напарниками. На следующий день корабль злодеев приземляется в Ондо, “Мир развлечений”, который имеет большую прибыль в День Благотворительности. Пока Джокер занимается полицией, Муто похищает ядро зарианита, чтобы запустить свои преступные машины. Когда клоун-злодей пытается обокрасть кассу, он в шоке видит нападающего Бэтмена, которого, как он считал, убил его отец. Когда Муто пытается достать из земли ядро зарианита, Супермен выскакивает из-под земли и бьет его. Быстро сообразив, злодей сбрызгивает героя морской водой со своего корабля, парализуя его. Затем он использует свои умственные силы против Бэтмена, пока Джокер поднимается на корабль. Рыцарь Ночи использует свой летающий пояс, чтобы преследовать удирающий звездолет, пробирается на борт, но негодяи успешно сбрасывают его с корабля. К счастью, успевший прийти в себя Супермен ловит его. Бэтмен говорит ему, что пока был на борту корабля злодеев, успел получить менто-граф их мозговых волн и теперь сможет выследить их где угодно. Супергерои поднимаются на борт Бэткорабля и следуют за сбежавшими преступниками. Супермен одним ударом выводит из строя их корабль, заставляя приземлиться на астероид Торум, мир постоянных громов и молний. Злодеи планируют приземлиться и разделиться; электрические штормы прикрывают их побег. Супермен замечает Муто, который неудачно пытается использовать против своего преследователя молнию. Злодей прячется в пещере с морской водой. Стальной Человек не может следовать за ним, поэтому устраивает небольшое землетрясение. Боясь быть заваленным в пещере, Муто выбегает прямо в лапы к архи-врагу, который быстро одевает ему на голову шлем, блокирующий супермозговое излучение преступника, делая его беспомощным. Тем временем Бэтмен преследует Джокера в заброшенной погодной башне. Они дерутся на верху башни, пока молнии разрушают все вокруг них. Темный Рыцарь требует, чтобы клоун выдал местонахождение своего отца, Джокера XIX. Злодею удается удивить противника и оглушить его. Он хватает силовой молниевый аттрактор, чтобы раскрошить врага, но, пока он держит прибор над головой, в него попадает молния, которая убивает Джокера и таким образом отнимает у Бэтмена будущего его месть… Художник Курт Сван. “Детективные комиксы. № 365” (“Дом, который построил Джокер”; июль 1967 г.): Клоун – Принц Преступного Мира начинает торговать одеждой собственного дизайна и телевизорами, которые показывают фильмы, запечатлевшие его последние схватки с Бэтменом и Робином… Автор Джон Брум. Художник Шелдон Молдофф. “Бэтмен. № 200” (“Человек, который излучал страх”; март 1968 г.): После того, как злодей Пугало создает пилюлю, буквально излучающую страх, Бэтмен и Робин начинают испытывать непреодолимый ужас перед ним. Пытаясь разыскать негодяя, герои видят, как банда Джокера грабит магазин редких книг. Они останавливают преступников и находят в волосах главаря две красные соломинки. Соломинки разных цветов они находят и у других злодеев – Пингвина и Убийцы Мотылька. На самом деле это подсказки, которые оставляет Пугало, чтобы опять заманить защитников добра в ловушку. Напарникам удается преодолеть страх и победить короля ужаса его же оружием… Автор Майк Фридрих. Художник Шелдон Молдофф. “Бэтмен. № 201” (“Криминальные покровители Бэтмена”; май 1968 г.): Пингвин собирает противников Человека – Летучей Мыши – Джокера, Женщину-Кошку, Безумного Шляпника, Ключника, Джонни Уиттса и Роя Рейнольдса – и рассказывает им, что, как сообщил ему загадочный “голос из воздуха”, преступный синдикат с Западного побережья собирается перебраться в Готэм, предварительно заманив Бэтмена в смертельную ловушку. Но, когда Рыцарь Ночи будет устранен, мафиози начнут убирать его врагов – своих конкурентов. Готэмские злодеи объединяют усилия, чтобы спасти жизнь супергероя; в результате их организованных действий синдикат отказывается от своих намерений и жизнь в городе возвращается в прежнее русло… Автор Гарднер Фокс. Художник Чик Стоун. “Лучшие в мире комиксы. № 177” (“Дуэль королей преступного мира”; август 1968 г.): Джокер и Лекс Лютор убегают из тюрьмы и, используя машину времени, притаскивают в современность Бенедикта Арнольда, Леонардо да Винчи и барона Мюнгхаузена, ожидая от них помощи в планировании преступлений… Автор Джим Шутер. Художник Росс Андру. “Детективные комиксы. № 388” (“Псих общества № 1”; июнь 1969 г.): Злобный арлекин крадет антигравитационное устройство и использует его, чтобы облегчить свои грабежи и заманивать в западни Бэтмена и Робина… Автор Джон Брум. Художник Боб Браун. “Друг Супермена, Джимми Ольсен. № 125” (“Самый мрачный день Супермена”; декабрь 1969 г.): Джимми Ольсен, юный приятель Супермена, находит потерянное пророчество Нострадамуса и узнает из него, что если смешать слезы короля, клоуна, убийцы и славного криптонианина, то можно получить мощь, еще неизвестную человеку (как позже выяснилось, имелся в виду атомный взрыв). За “слезами клоуна” Джимми, естественно, обратился к Джокеру… Автор Лео Дорфман. Художник Пит Костанца. “Лига Правосудия Америки. № 77” (“Снаппер Карр — суперпредатель”; декабрь 1969 г.): Может ли не обладающий никакими сверхчеловеческими способностями чокнутый клоун нанести ощутимый вред величайшей команде супергероев, где все поголовно летают, спасают мир и т. д.? Не спешите с ответом. Решив прищучить отряд защитников человечества, в который вступил его вечный враг, Джокер перво-наперво нашел его “слабое звено”, которым оказался юный механик Снаппер Карр – верный друг и помощник героев, имевший ключ от тайного убежища в горной пещере, являвшегося первым штабом Лиги Правосудия. …На Снаппера нападает группа хулиганов, решивших наказать его за то, что он якшается с всесильными “уродами”. Расправу останавливает некий Джон Доу, которого нападающие немедленно узнают как основателя кампании по защите прав “обычных” людей. Доу уводит Карра и несколько часов внушает ему мысли о том, что само существование Лиги противоречит американским ценностям и что простые люди должны не прятаться за спинами могущественных покровителей, а сами противостоять опасностям (здравая мысль, в принципе). В составе Лиги на данный момент: Бэтмен, Супермен, Зеленый Фонарь, Вспышка, Зеленая Стрела, Атом и Черная Канарейка, о чьем членстве официально объявлено пока не было. Джон заставляет переубежденного Снаппера подать сигнал тревоги, по которому являются Рыцарь Ночи и Атом. Под чутким руководством Доу Карр вырубает их цветами с веселящим газом; Бэтмена Джон нокаутирует лично. Очнувшись, Темный Мститель видит, что он связан, в противогазе и находится в камере со стальными стенами, которая вскоре начнет заполняться ядовитым газом. Доу, забравший его пояс, установил в камере экраны, с которых герой сможет наблюдать за тем, как он систематически уничтожит Лигу Правосудия. Джон обещает после этого лично прикончить Летучую Мышь. Как только он уходит, Бэтмен начинает готовить побег. Доу является в штаб Лиги в костюме Бэтмена и рассказывает, что Джон Доу пригласил их всех на диспут на стадионе. Ему еле удается скрыть удивление, увидев Канарейку, так как ее присутствие в его планы не входило. На стадионе Доу с помощью действующего на нервную систему аппарата настраивает толпу против супергероев; начинаются беспорядки, и членам Лиги приходится в спешке покинуть диспут. Сенатский комитет в ответ на обвинения Доу собирается провести расследование и вызывает Лигу с подпорченной репутацией для дачи показаний. В тот момент, когда Джон в костюме Бэтмена начинает “признаваться” в том, что Лига готовилась свергнуть правительство, его прерывает выбравшийся из ловушки настоящий Бэтмен. У Доу в рукаве имеется сюрприз – гранаты, которые он швыряет в публику; благодаря усилиям Супермена и Фонаря обходится без жертв, но злодею удается сбежать. Человек – Летучая Мышь говорит, что знает, кто на самом деле Джон Доу: первым ключом к разгадке было использование веселящего газа, вторым – то, что из всех героев он оставил на закуску именно его, и третьим – то, что злодей заточил его в модели спутника “Козырь”. После попытки вправить (словами) мозги все еще верящему Доу Карру герои спешат в свой штаб, где, как утверждает Рыцарь Ночи, их и поджидает враг. Это действительно так: Джон Доу, обследовав комнату трофеев в штабе, пуляет в Супермена криптонитовым лучом, вырубая его и находившихся поблизости Фонаря и Вспышку, в которых врезался непробиваемый Стальной Человек. Всех прочих членов Лиги злодей может перебить из обычного пистолета; Бэтмен просит его пощадить остальных, так как истинная мишень – он, но Доу неумолим. Черная Канарейка, чей суперкрик всегда срабатывает не в том направлении, кричит, повернувшись к преступнику спиной – и воплем сбивает его с ног. Летучая Мышь нокаутирует злодея и снимает с него маску – это, естественно, Джокер. Поскольку местоположение их штаба перестало быть тайной, Лиге приходится строить себе новый штаб, которым становится орбитальный спутник, удаленный от Земли на 22 300 миль… Автор Дэнни О’Нил. Художник Дик Диллин.

Понравилось? Поделись с друзьями!

ОЦЕНИ СТАТЬЮ:
  1. 5
  2. 4
  3. 3
  4. 2
  5. 1
0
Автор публикации