Джокер Хита Леджера — Джокер Нового Века

Известный сатирик говорил: «Нельзя думать только о рейтинге, когда самый высокий рейтинг в мире у автомата Калашникова и кокаина». Золотые слова, особенно если учесть что сказаны они именно про кино. В важнейшем из искусств далеко не всегда популярность соответствует качеству. Самые успешные коммерчески проекты давно уже скапливаются в Голливуде, но и по своей шаблонности эта студия, увы, превзойдёт любую европейскую киношколу. Высшее достижение для артиста — не утонуть в этом глянце и сохранить свою харизму.

JVC_DLA-RS20_DarkKnight_joker_large

Несколько шагов к мечте

Хит Леджер вслед за Николь Кидман и Расселом Кроу стал одним из героев мирового кинематографа, перекочевавших в Новый Свет из света ещё более нового, если судить по времени открытия материка, — из Австралии. Страна, согласитесь, не самая близкая к Голливуду. И чтобы американские продюсеры расценили молодого актёра как перспективного, нужно было выглядеть действительно ярко. Но Хит ведь не отправился «покорять Голливуд», как до него это делали многие. У него за плечами уже был опыт киноактера. Сразу же после окончания школы Хит собрал вещи и покинул родной Перт в пользу мегаполиса Сиднея. «Это город, в котором сбываются мечты», — такие слова обычно приписывают Хиту биографы. Выглядит как наивные мечты вчерашнего школьника. Но это, скорее, обманчивое впечатление. К своей цели Хит шёл не один год. Начав играть ещё в школьной студии, он стал её руководителем и привёл к ряду побед на театральных конкурсах. Хоть и любительский уровень, но — уже успех, который позволял Хиту называться человеком профессии.
В пользу молодого Леджера как личности говорит и тот факт, что с самого начала работы в австралийском кинематографе он делает ставку на участие в нестандартных лентах. Картины с участием Хита австралийского периода, как правило, описывают жизнь молодёжи. И вряд ли претендуют на показ по телевидению в прайм-тайм. Не от плохого качества, разумеется, а от излишней резкости содержания, остроты поднимаемых вопросов. Всего три года понадобилось Хиту, чтобы его имя стало известно по всей Австралии. Возможно, если бы он польстился на более приглаженные и сулящие широкую ротацию роли, успех был бы ещё более скор. Но тогда вряд ли бы он стал всемирно известен. Ведь к чему звать в Голливуд актёра стандартных образов из Австралии, если подобных образчиков полно и из «местных»? Так или иначе, в возрасте двадцати лет Леджер был приглашен на съёмки в страну по другую сторону Тихого океана — заслуженное признание.
Впервые в США Леджер снимается в комедии «Пальцы веером». Лента была далеко не первой и не второй категории. Изобиловала чёрным юмором. Собственно, для этого и понадобился актёр формата Леджера — жёсткие шутки гораздо лучше смотрелись в исполнении парня с характером. После этого Хита приглашают на роль в молодёжной комедии «10 причин для ненависти». Этот телепроект — уже сам по себе порядочная шутка. Его сюжет оказался переложенным на современный лад вариантом шекспировской пьесы «Укрощение строптивой». И всё-таки, несмотря на двойное дно режиссёрского замысла, эта комедия должна была стать всего лишь молодёжной комедией — одной из многих. И не стала. Хит в первый (и отнюдь не последний) раз показал Голливуду, что не зря носит своё говорящее имя. Он приносит удачу. Фильм становится хитом.

joker-1920x1440

Сомнительный пик

После успеха в молодёжной комедии девять из десяти начинающих голливудских звёзд предпочитают ковать железо, пока горячо. Что, конечно, приносит удовлетворение, но, в конечном счёте, так и оставляет за ними амплуа женственных блондинчиков средней смазливости. Хит в «9 из 10» не входил. Он с упорством отказывается от всех следующих предложений сыграть роль подобного рода. Ему нужна настоящая роль. Фактически, Хит сознательно шёл на риск потерять всё — ведь никто не исключал, что «серьёзных» предложений так и не поступит, а потухшая слава лишит его и «несерьёзных». Он бросил все фишки разом на один цвет. И выиграл. В 2000 году он снимается в одной из главных ролей в эпическом фильме «Патриот». Это уже высокобюджетное кино, предлагающее огромную ротацию. Его партнёр по площадке — знаменитый Мэл Гибсон. Хит воспользовался шансом сполна — в том же году ему присвоена премия как лучшему дебютанту года. В следующие полтора года он снимается ещё в двух лентах такого же «рыцарского» содержания и всякий раз не обходится без призов.
Однако творческая жизнь Хита, кажется, всё больше похожа на серпантин. Всякий раз, добившись очередной вехи, он предпочитает затаиться. Он не борется за сиюминутный успех. Ему нужна подготовка для того, чтобы вскочить сразу на следующую ступень признания. Если удалось стать героем большого кино, значит, дальше должны пойти уже сложные драматические роли. И он снова уходит в тень. В течение трёх лет снимается всего в трёх лентах — экспериментальных по своей сути. Это было чем-то похоже на многодневную тренировку у спортсмена, который пренебрегает спаррингом с равными себе, дабы как следует подготовиться к состязанию с опасным противником.
2005 год становится пиком творческой активности Хита. Он снимается сразу в четырёх фильмах, и ни одна из ролей не похожа на остальные. Критики торопятся признать этот пик активности и творческим пиком актёра. Позвольте мне с ними не согласиться. Из четырёх фильмов наиболее заметными оказались два. Первой лентой обычно вспоминают «Горбатую гору», номинированную на «Оскар». Однако тут прирождённый игрок Леджер, привыкший ставить на рисковые карты, прогадал. Скандальность ленты (сюжет о двух ковбоях-гомосексуалистах) автоматически отвлекла внимание зрителя от игры актёров. Ценители кино разделились на два лагеря — тех, кто приветствовал творческую смелость, и тех, кто предавал анафеме пошлость. Да, Хит привлёк участием в ленте внимание к своей персоне, но — не к своему актёрскому мастерству.

 

Сыграть свою главную роль и умереть — это, увы, оказалось, про него.

Гораздо интереснее по потенциалу была другая лента — «Братья Гримм». Здесь Хит мог прекрасно показать себя в добром сказочном образе. Увы, хорошая задумка была напрочь загублена ужасающим сценарием. Вместо доброй сказки, рекомендованной для семейного просмотра, вышел пьяный бред, которым впору пугать непослушных детей перед сном. Если полнейшую нелогичность сюжета ещё можно было пережить, то отвратность большинства персонажей вызывает желание разбить лицо и режиссёру, и сценаристу, и продюсеру фильма, дабы у них не возникало больше желания зря тратить время действительно сильного актёра. Возможно, если бы Хит знал отпущенный ему небом срок — и сам бы отказался тратить время на подобные «произведения искусства». Но он уже приготовился к очередному броску. Впереди его ждала главная роль в его жизни.

90_joker216-1

Играющий со смертью

Серия фильмов о герое комиксов — Человеке-Летучей мыши — оказалась наиболее «живучей» из всех киносерий о супергероях. По причине того, что смысловая нагрузка первоисточника была куда сложнее, чем кажется на первый взгляд. Фактически главными персонажами серии становились антагонисты. Каждый из них представлял собой определённую социальную идею, которую можно было раскусить, пробившись через макияж комиксовых сюжетов. Леджеру предстояло сыграть главного из них — Джокера. Персонаж с более чем полувековой историей, с яркой харизмой и вечной сатирической начинкой. Выбор роли рискован втройне. Во-первых, сценаристы далеко ото-шли от традиционного изображения персонажа. Во-вторых, молодому Леджеру предстояло соперничать с легендарным Джеком Николсоном, игравшим Джокера в 1989 году. В-третьих, сама серия фильмов о Бэтмена была скомпрометирована в конце 90-х бездарной работой режиссёра Джоэля Шумахера, а предыдущая лента Криса Нолана была встречена осторожно.
Результат превзошёл все ожидания. Леджер, маниакально работавший над ролью, бил наповал отточенностью образа. По сюжету лицо его героя обезображено шрамами. Хит специально общался с людьми, имеющими схожие увечья, дабы максимально точно повторить движения лица. Он часами экспериментировал с гримом, голосом, смехом. А одной из гениальных сцен считается та, в которой его героя выносят в мешке для переноски трупов, после чего он «оживает», заодно прикончив одного из противников. Позднее этот эпизод хотели вырезать из ленты. Вполне логично — после того, как актёр умер в возрасте 29 лет от передозировки снотворного. Разумеется, эта сцена вызывала неприятные аллегории. Но была сохранена, учитывая то, сколько сил Хит потратил на роль.
Хит получил множество призов при жизни, но ещё больше — после смерти. Сыграть свою главную роль и умереть — это, увы, оказалось, про него.

 

Реклама